Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out

Уровень жизни

Оперативная информация

Об изменении порядка публикации информации о денежных доходах и расходах населения

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2019 г. № 469 о внесении изменений в Федеральный план статистических работ, Росстат и его территориальные органы переходят на квартальную публикацию данных по денежным доходам и расходам населения: на 34 рабочий день – по субъектам Российской Федерации.

Денежные доходы населения в январе – декабре 2019 года
87.02 Кб, 28.02.2020
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств различных социально-экономических категорий в 3 квартале 2019 года
59.61 Кб, 29.01.2020
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 марта 2020 года
45.49 Кб, 16.03.2020
Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы работников организаций в 2019–2020 годах
129.01 Кб, 24.03.2020
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности в январе 2020 года
279.24 Кб, 24.03.2020
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности в январе – декабре 2019 года
399.45 Кб, 27.02.2020
Основные показатели пенсионного обеспечения на 1 января 2020 года
109.2 Кб, 17.02.2020

Основные показатели

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (новая методология)
83.44 Кб, 10.02.2020
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (новая методология)
43.77 Кб, 10.02.2020
Распределение общего объема денежных доходов населения (новая методология)
83.22 Кб, 10.02.2020
Среднедушевые денежные доходы и потребительские расходы населения (новая методология)
44.52 Кб, 12.12.2019
Реальные и реальные располагаемые денежные доходы населения (новая методология)
43.15 Кб, 12.12.2019
Структура денежных доходов населения (новая методология)
72.63 Кб, 12.12.2019
Структура денежных расходов и сбережений населения (новая методология)
78.9 Кб, 12.12.2019
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов
81.61 Кб, 21.06.2019
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
45.13 Кб, 21.06.2019
Распределение общего объема денежных доходов населения
84.17 Кб, 21.06.2019
Среднедушевые денежные доходы и потребительские расходы населения
58.1 Кб, 03.12.2018
Реальные и реальные располагаемые денежные доходы населения
57.4 Кб, 03.12.2018
Структура денежных доходов населения
89.46 Кб, 03.12.2018
Структура денежных расходов и сбережений населения
89.36 Кб, 03.12.2018
Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы за апрель 2019 года
97.54 Кб, 16.07.2019
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности
186.3 Кб, 20.06.2019
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата
40.57 Кб, 20.06.2019
Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы за апрель 2017 года
69.25 Кб, 13.07.2017
Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий
59.48 Кб, 29.03.2019
Величина прожиточного минимума
162.19 Кб, 19.11.2019

Методологические пояснения

Денежные доходы населения включают оплату труда наемных работников; доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности; социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты); доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях; выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам; инвестиционный доход (доход от собственности держателей полисов); прочие денежные поступления.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность постоянного населения и на 12.

Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной интернет-торговли; расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; прочие расходы населения.

К сбережениям населения относятся прирост (уменьшение) сбережений на рублевых и валютных счетах в банках Российской федерации и за рубежом; прирост (уменьшение) средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов; прирост (уменьшение) сбережений в ценных бумагах (включая векселя и долговые ценные бумаги); расходы на покупку недвижимости (включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом); прирост (уменьшение) наличных деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте в рублевом эквиваленте; прирост (уменьшение) прочих сбережений. Общий объем сбережений населения корректируется на величину финансовых обязательств (кредиты, ссуды) и на величину реализации финансовых активов (средств от продажи и погашения инвестиционных паев, от реализации долей участия в уставном капитале организаций).

Реальные денежные доходы – относительный показатель, исчисляемый делением индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Реальные располагаемые денежные доходы – номинальные денежные доходы текущего периода за вычетом обязательных платежей и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Расчеты рядов распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов и основанных на них показателей производятся с использованием результатов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов населения с самыми высокими доходами и 10 процентов населения с самыми низкими доходами.

Дефицит денежного дохода определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу, охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств и строится на принципе их добровольного участия. На территории Омской области в обследовании участвуют 650 домашних хозяйств: 450 домашних хозяйств в городской местности (из них 360 – в г. Омске) и 200 домашних хозяйств – в сельской местности.

Основой для формирования выборки домохозяйств в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года.

Единицей отбора является счетный участок, конечной единицей отбора является домохозяйство, представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или в его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства.

Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования. Учетный период обследования отдельно взятого домохозяйства охватывает квартал.

При распространении итогов обследования на генеральную совокупность проводится статистическое взвешивание посредством присвоения каждому обследуемому домашнему хозяйству статистического веса, который характеризует общее число домохозяйств, представляемых частью, попавшей в выборку.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это совокупность денежных доходов, сумм израсходованных накоплений, привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений. В целом показатель располагаемые ресурсы трактуется как объем всех денежных и натуральных (в денежном эквиваленте) средств, которыми располагали домашние хозяйства для обеспечения всех своих расходов и создания сбережений в период обследования.

Денежные расходы представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение учетного периода обследования, и включают в себя потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. В показатели расходов не включаются суммы инвестиций, затраты на покупку иностранной валюты, ценных бумаг, суммы, положенные на банковские счета.

Стоимость натуральных поступлений – суммарная оценка стоимости натуральных поступлений продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и услуг.

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания – условно исчисленная по средним ценам покупки стоимость потребленных домохозяйством продуктов, поступивших в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и из любых других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда, по обмену).

Стоимость натуральных поступлений непродовольственных товаров и услуг – оценка (со слов опрашиваемых) стоимости непродовольственных товаров, поступивших в домохозяйство без оплаты, а также услуг, предоставленных или оплаченных (полностью или частично) работодателем.

О порядке формирования статистической информации о заработной плате работников (презентационный материал)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по России и субъектам Российской Федерации рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава, а также внешних совместителей на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

В фонд заработной платы включаются начисленные работникам (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Суммы включаются независимо от источников их выплаты, статей бюджетов и предоставленных налоговых льгот, независимо от срока их фактической выплаты.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний) работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока.

В сумму просроченной задолженности включаются переходящие остатки задолженности, не погашенные на отчетную дату, и не включается задолженность, приходящаяся на внутримесячные даты (аванс).

Просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевре-менного получения денежных средств из бюджетов всех уровней определяется по коммерческим, некоммерческим и бюджетным организациям независимо от статей бюджетного финансирования, включая суммы, приходящиеся на оплату труда работникам за выполнение государственных заказов, а также за оказание услуг государственным (муниципальным) учреждениям.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

C 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» изменен порядок расчета потребительской корзины и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания (в натуральных показателях), а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (в Омской области – 55 % и 60 % от стоимости продуктов питания соответственно), необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается в целом по Российской Федерации – Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Основанием для расчетов прожиточного минимума является потребительская корзина, установленная Законом Омской области от 29 декабря 2001 г. № 328-ОЗ «О потребительской корзине в Омской области» (в редакции Закона Омской области от 8 апреля 2013 г. № 1529-ОЗ), Законом Омской области от 22 марта 2018 г. № 2059-ОЗ «О потребительской корзине в Омской области на 2018–2020 годы».